Автор: Берни Шоумастгоон
Для того чтобы понимать тенденции, происходящие в отрасли производства автомобильного транспорта, стоит обратиться к истории. Как известно, первой в мире повозкой на бензине, имеющей 3 колеса, стала конструкция Карла Бенца (Германия). Это событие датируется еще 1885 годом, а уже через 5 лет начинается их выпуск в промышленном масштабе, и вскоре они обретают привычные нам четыре колеса. Параллельно в Германии выпуск автомобилей наладил Готлиб Даймлер. Немного позже первые автомобили начинает выпускать Франция.
Начало ХХ века ознаменовалось стремительным появлением автомобильных компаний в США, Англии, Италии, Бельгии и ряде других стран. США стала первой страной (в чем немалая заслуга Генри Форда), сумевшей наладить выпуск автомобилей с конвейера, при этом они стали доступны довольно широкой аудитории. После этого времени США надолго захватили роль мирового лидера в сфере производства автомобилей.
В 50-60 годах ХХ века автомобилестроительные заводы активно строятся в Японии, Индии, странах Латинской Америки, и к 1980-м годам Япония смещает лидера в лице США. В это же время отрасль активно развивается в Южной Корее.
Китай становится заметным игроком на автомобильном рынке только к 2000 году, но уже в 2010 оставляет всех конкурентов далеко позади.
Теперь что касается цифр. Производство автомобилей уверенно приближается к цифре в 100 млн. единиц в год, а ведь еще в 2010 году он не дотягивал до 78 млн. единиц, в 2000 году был еще на 20 млн. меньше – 58 млн. единиц (здесь и далее данные из Википедии).
А сейчас (для того чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок) просто рассмотрим динамику основных стран-игроков автомобильного рынка на этапе новейшей истории (с 2000 года) с шагом в 5 лет, выражая производство в процентах от общемирового.
Если взять 20 крупнейших стран-производителей, то в сумме они дадут 92-94% всего мирового автопрома (показатель возрастает со временем). И на страны Латинской Америки (Мексика и Бразилия в топ-20) стабильно приходится от 6 до 8 процентов, т. е. о лидерстве Южной Америки в условиях соблюдения динамики говорить не приходится.
Часть света (20 крупнейших производителей) |
Доля в мировом производстве по годам, % |
||||||||
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
2010 |
2005 |
2000 |
|
Азия |
53,8 |
52,9 |
51,2 |
51,4 |
50,9 |
50,5 |
50,9 |
36,5 |
29,3 |
Северная Америка |
13,8 |
15,3 |
15,8 |
15,7 |
15,4 |
15,2 |
12,6 |
22,0 |
27,0 |
Европа |
19,3 |
19,6 |
20,0 |
18,9 |
18,6 |
19,3 |
22,0 |
27,3 |
29,4 |
Южная Америка |
7,0 |
6,1 |
6,6 |
7,5 |
7,7 |
7,5 |
7,7 |
6,2 |
6,2 |
В 2000 году на 20 крупнейших страны Европы, Азии и Северной Америки приходилось почти 92% всего производства автомобилей. Причем между ними даже наблюдалось примерное равенство: по почти 30% у Европы и Азии, около 27% – у Северной Америки. Показатели для Азии делали Япония и Южная Корея, Китай же только наращивал мощности (здесь также учтены данные по Индии, Таиланду, Ирану и Индонезии).
В 2005 Китай практически догоняет Германию, что позволяет Азии уверенно занять лидирующее положение – более 36% от числа всех произведенных в мире автомобилей. В дальнейшем Китай только продолжал увеличивать свои абсолютные и относительные показатели, доведя к окончанию 2017 года свою долю до 30% мирового производства автотранспорта.
Мировые процессы глобализации, образование и развитие транснациональных корпораций привели к тому, что развитые государства предпочитают размещать свои производства в странах третьего мира, с более дешевой рабочей силой и перспективным (благодаря количеству населения) рынком сбыта. Существующая динамика позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что до 2025 года лидирующее положение Азии любая другая часть света вряд ли сможет оспорить.
Добавлять комментарии может только зарегистрированный участник